Симуляторы машиниста - потрясающий жанр. В его современных представителях все окажется знакомо, даже если последний состав вел в начале девяностых. Оно и понятно - железные дороги изменились мало, а игрокам нужны все те же радости: покататься, перевести стрелки да нарисовать свою карту.
Для непосвященного знакомство с Trainz начинается с четверки обучающих миссий, где в доступной форме объяснят, как разгоняться и когда этого лучше не делать. Наука несложная, хотя в клавишах, отвечающих за работу трех тормозных систем тепловоза, вполне можно запутаться - то ли дело единственный рычаг в кабине электрички. А вот с паровозами обращаться вообще не учат, хотя пыхтящие старички в игре присутствуют, но для того, чтобы нормально поездить на них, придется штудировать руководство пользователя.
На этом дружелюбность Trainz 12 заканчивается. В галерее присутствуют сотни вагонов и локомотивов, их можно подробно рассмотреть со всех сторон и пробежать глазами описание, если автор модели потрудился его сочинить, что не всегда бывает. Технические детали (та же масса) вообще остаются тайной, хотя их вполне можно было выводить напрямую из игровых параметров модели.
Также галерее не хватает фильтров, чтобы просматривать, например, только локомотивы или только цистерны. Не нашлось сортировки вагонов и в игровом редакторе; вероятно, она все-таки присутствует, но не там, где должна быть согласно мануалу. Вот и приходится высоколобый советский тепловоз откапывать в груде платформ, рефрижераторов и низколетящих "Аэробусов" (самодельная авиация тут тоже едет по невидимым рельсам, которые могут простираться и в небе над городом).
Чтобы прокатиться на многотонной махине, не обязательно лезть в редактор и самостоятельно прокладывать трассу мечты: Trainz 12 поставляется с набором готовых маршрутов и сценариев. Можно прогуляться по улицам абстрактного города на трамвае, можно катить под горку полный состав угля, чаще пуская в ход не двигатель, а тормоз, а можно стать замыкающим локомотивом многокилометрового американского товарного поезда. Главная задача игрока - не злить диспетчера, которому страшно не нравится превышение скорости, и поезда, летящие на красный сигнал семафора. Если резко прибавить газа, сцепки между вагонами могут порваться, что для машиниста тоже будет означать бесповоротный геймовер.
Также полезно не сходить с рельсов, хотя физика этого процесса вызывает некоторые вопросы. Разогнанный до 240 км/ч локомотив может пролететь по извилистой дороге без малейших проблем, но внезапно срывается на абсолютно непримечательном повороте. При легком переборе газа короткий пустой состав может неожиданно сойти с рельсов на идеальной прямой; зато игрок без сучка и задоринки осаживает тепловоз с 200 км/ч, включив задний ход на максимум. Состояние рельсов во всех случаях идеальное (другого здесь не бывает), погода ясная, поэтому возникает ощущение, что движок в критические моменты просто бросает монетку.
С мультиплеером, главным нововведением Trainz 12, разработчики схитрили: открытая бета сетевого режима была выпущена еще для Trainz Simulator 2010, но доведенную до ума версию виртуальные машинисты смогли увидеть лишь в новой игре. Режим как режим: несколько человек на одной карте могут сигналить друг другу, растаскивать составы по нужным ответвлениям и устраивать гонки на пассажирских экспрессах, попутно болтая в игровом чате. Для наиболее общительных фанатов железных дорог - настоящий праздник.